Статьи

ВЕРА    И   НАУКА

 Дорогие братья и сестры!

         Как соотносятся между собой вера и наука? Для начала определимся, что такое вера и наука. У апостола Павла в послании к Евреям есть определение веры: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11,1). Образно веру можно назвать духовным зрением, приводящим к полному убеждению «в невиди­мом, как видимом», она является внутренним «оком к созерцанию уповаемого», неяв­ного, светом для которого служит совесть. Вера — это чудо, это встреча человека с Богом. Человек верит прежде всего потому, что он чувствует веру в своем сердце. Вера не статична. Каждый из нас имеет свою глубину и напряженность веры. «И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру» (Лк.17,5). Если мы внимательно наблюдаем за собой, то хорошо знаем, что сила веры в нас постоянно колеблется. Волны нашей веры в руках Бога. Сейчас мы сильны духом, чувствуем его подъем, тайны веры прозрачны и очевидны для нашего духовного взора. Мгновение, — и волна веры отхлынула и то, что было ясным и очевидным стало чуж­дым, далеким и сомнительным. И яркий пример тому — это апостол Петр, который вначале пошел по водам, а затем стал тонуть по своему маловерию (Мф. 14, 28-31); который исповедовал Христа, как Сына Божия, и получил имя Кифа (камень веры) (Мф. 16, 16-18), готов был пойти с Ним в темницу и на смерть (Лк. 22, 33), а в час испытания проявил малодушие и маловерие и трижды отрекся от Христа (Мф. 26, 69-75). Как возникает вера в сердце человека? На этот вопрос невозможно найти ответ. В Откровении Иоанна Богослова есть такие слова: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр.3, 20)».

А что же такое наука? В философской энцик­лопедии дается следующее определение науки: «Наука — это сфера человеческой деятельно­сти, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности».1 Обычно науку разделяют на естественную (математика, физика, химия, биология и др.) и гуманитарную (философия, социология, педагогика и др.). При рассмотрении проблемы взаимоотношений «веры и науки», как правило, пытаются противопоставить не науку вообще, в которую входит весь комплекс человеческих знаний, в том числе и религиозная философия, а естественные науки. В естественных науках существуют постулаты и аксиомы, которые не доказываются и не могут быть доказаны, но принимаются в качестве исходных. Основные постулаты естествознания — это, во-первых, признание реальности бытия мира и, во-вторых, закономерность его устройства и его познаваемость человеком. Научное знание является лишь малой частью человеческого знания в целом. Основными методами естествознания являются: наблюдение, эксперимент, измерение, гипотезы и теории. Важной стороной научного метода, его неотъемлемой частью для любой науки, является требование объективности, исключающее субъективное толкование результатов. Результаты научного эксперимента должны быть воспроизводимы. Вера — невоспроизводима, она находится вне сферы научного метода, её нельзя измерить, наблюдать в микроскоп, проводить над ней эксперименты и т.д.

Вера не может, в принципе, противоречить или противостоять науке, поскольку она не включает в себя конкретные знания материального мира. Вера остается неизменной независимо от того, что будет утверждать наука сегодня и к чему она придет в будущем. В Евангелии от Иоанна, в беседе с самярянкой, Христос говорит: «Бог есть дух» (Ин.4,24). Бог стоит выше всякой материальной природы, отделен от нее по самому существу, противоположен ей. Бог — всесильный Владыка природы, к единению с Ним, приобщению и усвоению Его благодати призван всякий верующий человек.

Святитель Феофан Затворник в одном из своих писем пишет: «Что есть наука? Одна по себе она есть душевное дело; душевное же не понимает духовного и теснит его. Наоборот, и духовное теснит душевность. Чтобы этого не было, надо душевное одухотворить, — пропустить сквозь него элементы духовные и сделать его слугою духовных интересов».2  

Выдающийся российский ученый М.В.Ломоносов придерживался мнения, что вера и наука дополняют друг друга: «Правда и вера суть две сестры родные, дщери одного Всевышнего Родителя, никогда между собою в распрю притти не могут, разве кто из некоторого тщеславия и показания своего мудрования на них вражду всклеплет. А благоразумные и добрые люди должны рассматривать, нет ли какого способа к объяснению и отвращению мнимого между ними междоусобия».3

Так, столпы Церкви, святители Василий Великий и Григорий Богослов, пять лет обучавшиеся в Афинском университете, в изучении наук не только не усматривали для христиан вреда, но считали его почти необходимым. На свои занятия они смотрели как на приготовление к христианскому служению. В Русской Православной Церкви есть святые, которые одновременно были великими учёными — это, например,           св. митрополит Иннокентий (Вениаминов), св. архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), что ясно указывает о лживости противопоставления веры и науки.

Есть большое количество ученых, прекрасно понимающих, что ни одна из существующих научных гипотез не может объяснить зарождение вселенной, всего видимого тварного мира, однако неспособных почему-то сказать: «Верую, Господи». В Нагорной проповеди Христос говорит: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5, 8). Значит способность узреть Бога, услышать стук в дверь своего сердца зависит не от учености, количества знаний, а от чистоты сердца.

И в заключение, обратимся к святителю Феофану Затворнику, который говорит, что «вся жизнь наша должна быть посвящена науке из наук — науке о спасении, о путях, ведущих в Царствие Небесное, о том, как тем или другим способом достигнуть вечноблаженной радости, как применять благий закон Христов».4

Список литературы

1. Философский словарь (Электронный ресурс) — htth://www.philosophydic.ru/nauka.

2. Святитель Феофан Затворник. Православие и наука. Руководственная книга изречений и поучений. Составитель игумен Феофан (Крюков). — М. Изд. Даниловский благовестник, 2005. — с.644.

3. Ломоносов М.В. Явление Венеры на Солнце: Прибавление (полностью). Полное собрание сочинений. Том 4. Труды по физике, астрономии и приборостроению 1744-1765гг. М.-Л.: Академия наук СССР, 1955. — с.373.

4. Святитель Феофан Затворник. Православие и наука. Руководственная книга изречений и поучений. Составитель игумен Феофан (Крюков). — М. Изд. Даниловский благовестник, 2005. — с.650.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *